Заикание у малышей.
Как отличить норму от тревожных симптомов?

Заикание у малышей.
Как отличить норму от тревожных симптомов?
“Мой ребенок начал заикаться, что нам делать?” — слышу я часто от родителей этот вопрос, наполненный тревогой, а иногда и отчаянием.

Страх, вина, беспокойство, непонимание — все эти чувства переполняют родителей, которые услышали запинки и повторы в привычной речи своего малыша. И такая растерянность иногда заставляет даже заботливого родителя невольно избегать честного взгляда на происходящее.

В этом очень «помогает» стереотип, который прочно укрепился в нашем сознании — заикание, это реакция на стресс, вызванный чем-то очень понятным и конкретным. Злая собака, шум пылесоса, взрыв петарды, ребенок потерялся в магазине, доктор собрался делать укол. Любое из этих событий может стать причиной стресса или психологической травмой для трехлетнего малыша.

А если подобного стресса не было, то и причин для беспокойства нет, считает большинство родителей. И если запинки в речи возникают, то должны пройти сами собой, уверены они.
И действительно в одних случаях они проходят. А в других, запинки становятся дефектом, закрепляется и переходят в заикание. Но, увы, не все родители об этом знают.
Если вы родитель, который не хочет надеяться на случай, давайте разберемся
Начнем с азов
Что такое заикание в классической логопедии понятными словами?
Это речевой дефект, при котором страдает плавность речи.

Что такое плавность речи?
Это когда слова и фразы звучат легко, без напряжения, как ровная речка, а не как прыжки по камешкам.

Что мы слышим при заикании?
Остановки, повторение звуков, слогов, слов. А также можем замечать, как у ребенка напрягаются губы, язык или горло — будто они сами по себе сжимаются (хотя он не жует и не глотает, а просто пытается говорить). Но, из-за этого говорить плавно почти невозможно.
Откуда возникает то, что может быть похоже на заикание?
Вопреки устоявшемуся мнению об одиночной причине, моя практика показывает, что почти всегда это сочетание нескольких факторов:

  • Ранний уязвимый возраст 2-6 лет, где происходит активный рост и развитие детской речи;
  • Слабая, легко истощаемая нервная система (ребенок быстро устает, долго восстанавливается, чутко реагирует);
  • Острая или хроническая травматизация, стресс (испуг как пусковой момент заикания);
  • Левшество (доминирование правого полушария мозга, в этом случае левое, отвечающее за речь, работает не сбалансировано);
  • Авторитарный тип воспитания, либо наоборот, слишком мало внимания родителя ребенка, даже тогда, когда оно необходимо;
  • Развивающие игры и занятия не по возрасту ребенка, все что перегружает нервную систему: гаджеты, изучение новых языков, слишком активные игры;
  • Избыточная интеллектуальная нагрузка (например, заучивание стихов или чтение книг не по возрасту);
  • Генетический фактор (но обычно эти проблемы проявляются только если на ребенка влияют остальные неблагоприятные факторы).
Остановимся на первом, поскольку он ключевой и с него все начинается — ранний возраст 2-6 лет.
В этот период у многих малышей действительно могут появляться временные трудности с речью. Ребенок старается говорить размеренно, при этом может немного запинаться или повторять звуки. Эти проявления являются нормой и называются физиологическими повторами (итерациями).

Как это проявляется:
  • Малыш может повторять первые звуки или слоги в словах ("м-м-м-мама", "по-по-пойдем"). Это происходит непроизвольно и без напряжения.
  • Перед началом речи возможны короткие паузы на первом слове, будто ребенок ищет нужное слово.
  • Речь может становиться неровной - то ускоряться, то замедляться, но обычно когда ребенок взволнован или хочет много сказать.
  • Запинки появляются не постоянно, а периодами - чаще при усталости, возбуждении или когда ребенок осваивает новые слова и фразы.
Это вызвано тем, что нервная система малышей испытывает сильное напряжение, ведь они учатся говорить. Дыхание и умение говорить правильно еще только развиваются, а ребенок уже пытается произносить сложные фразы. Такое явление — с одной стороны часть процесса роста и созревания, а с другой — маркер того, что ребенку в этот момент просто нужна поддержка родителей в развитии плавной речи.

А вот на такие проявления у малыша, следует обратить особое внимание:
  • Частые застревания во время речи,
  • Повторы и растягивания определенных звуков,
  • Резкие остановки перед тем, как начать говорить,
  • Сильное напряжение в мышцах лица,
  • Ребенок прикрывает ладонью рот и испуганно реагирует на свою речь.
Это уже «красные флажки». Они сигнализируют, что семья нуждается в дополнительной помощи.
Как понять - пора ли бить тревогу или действительно само пройдет?
К сожалению, родителю вряд ли удастся ответить на этот вопрос самостоятельно. Как вы заметили из описания, отличить норму от тревожных сигналов не так уж просто — проявления довольно похожи. Добавьте к этому весь перечень упомянутых ранее причин и приправьте эмоционально-психологическим состоянием самого родителя (тревожность, растерянность, страх).

А самое важное здесь то, что заикание — это проблема, при которой тактика пережидания оказывается самой неподходящей. К возрасту 5–6 лет наступает период закрепления навыков, в том числе речевых, в том числе неправильных. Это может привести к заиканию. И, к сожалению, научно доказано: чем больше стаж заикания, тем длиннее путь к его преодолению.

Однако, есть и хорошая новость: не каждое речевое нарушение требует срочного вмешательства. Некоторые из них могут пройти сами или их можно исправить позже без последствий. Например, всем знакомый отсутствующий звук «Р».

Вернемся к заиканию. Главная хорошая новость в том, что все решаемо, если действовать своевременно. В своей практике я часто использую термин «Ранняя помощь при заикании». Это значит, что любые проявления неплавной речи можно свести к минимуму и не допустить их перехода в истинное заикание.

У детей дошкольного возраста пластичность мозга очень высокая, поэтому освоить новую модель говорения (так называемый правильный речевой стереотип) им удается гораздо быстрее.

Задача логопеда — выяснить характер запинок и определить, что с ними делать. Возможно, в вашем случае речевые повторы — явление возрастное и временное, а при соблюдении логопедических рекомендаций речь выравняется естественным путем.
В чем еще особенность работы логопеда с малышами?
Основные нюансы, которые я учитываю и теперь точно знаю, как с ними работать:
Первое
Если занятия проходят онлайн, усадить малыша перед экраном — уже задача непростая. А чтобы разговорить его и услышать те самые проявления, по которым можно составить клиническую картину — тем более. Поэтому я ищу подход к каждому ребенку и кропотливо собираю информацию по крупицам, в том числе анализируя видеофрагменты, присланные родителями.
Второе
В этом возрасте ребенок проводит особенно много времени с мамой и папой. Поэтому крайне важно научить родителей тем упражнениям, которые я индивидуально подбираю для их малыша. Фактически, моя задача — помочь родителю стать для своего ребенка «домашним логопедом». И это куда более сложная работа, чем просто провести с малышом игровые занятия.
Что важно делать и как позаботиться о малыше, если появились симптомы?
Постараться свести речевую стимуляцию к минимуму (т.е. меньше говорить, хотя бы какое-то время), ввести комфортный щадящий режим дня (сон/отдых), привычные книги на ночь заменить легкими стихами (помним тем, что центральной нервной системе нужно «остыть»). А вот двигательные игры, плавание, физические нагрузки как раз очень полезны. Они помогут снять мышечное напряжение и стресс.
Что не коем случае не стоит делать?
Исправлять ребенка во время момента повторов, ругать за «плохую речь», показывать свою обеспокоенность и тем более — свою негативную реакцию к происходящему.
Что особенно важно сделать?
Как можно быстрее записаться на консультацию к логопеду-заикологу и одновременно к детскому неврологу. Так вы точно поймете, что происходит на самом деле. И либо облегченно выдохните и будете делать поддерживающие упражнения. Или своевременно начнете исправлять то, что может стать настоящим заиканием. И избавите себя и ребенка от будущих проблем во взрослом возрасте.
В заключение
Не переживайте и поверьте моему опыту — своевременные занятия дадут хороший, быстрый и устойчивый результат. Если не упустить момент. Не упускайте его. И будьте здоровы - вы и ваши дети.
© Екатерина Шестакова. 2025
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается любое использование текстов и изображений без письменного согласия правообладателя. Нарушение авторских прав может повлечь гражданско-правовую, административную и/ или иную ответственность.