Очные занятия лучше дистанционных.
Так ли это на самом деле?

Очные занятия лучше дистанционных.
Так ли это на самом деле?
Многие родители убеждены: специалист обязательно должен работать с ребенком очно. Это считается почти аксиомой — примерно как вызов врача на дом. Кажется, что только при личной встрече логопед сможет разглядеть все нюансы, тщательно осмотрев ребенка.
Похожий стереотип работает и у взрослых: выбирая формат занятий для себя, многие без раздумий останавливаются на очном.
Однако на практике оказывается, что преимуществ такого формата не так много, а недостатков, как ни странно, может быть даже больше. Хочу поделиться выводами, которые я сделала за годы работы.

Сначала — немного предыстории. Окончив университет и начав свою практику много лет назад, я также как и мои коллеги принимала первых учеников только очно. Про онлайн мы слышали, но, сказать по правде, относились к нему скептически.

Летом 2015 года я уехала в отпуск на три месяца и решила поработать в онлайн-школе. Там были дети-билингвы из других стран, дети живущие в разных уголках нашей страны или москвичи, выходившие на связь с дачи или с отдыха.

И уже тогда, почти 10 лет назад я разглядела главное: экран не ограничивает, а открывает новые возможности. Даже тому, как делать логопедический массаж можно легко научить через экран. Постепенно, шаг за шагом, это полностью перевернуло мой подход к логопедической работе.
Вот три ключевых наблюдения, которые я сделала
Первое
При очных занятиях всем участникам процесса нужно время на адаптацию.

Логопеду в доме ученика требуется освоиться в новом месте и по сути быстро выстроить подходящее пространство для занятия. Дистанционно все иначе — логопед работает в привычной обстановке, где все подготовлено и каждая мелочь продумана. Он может все внимание направлять только на процесс, а не отвлекаться на то, удобно ли сидеть на стуле, не мешают ли звуки или другие моменты.

Для детей это еще более важно. Даже самый дружелюбный «чужой взрослый» в доме — это стресс, особенно для малышей. Перед экраном они чувствуют себя защищенными, будто смотрят любимый мультфильм. Тревога уходит — остается только игра и обучение.
Был случай из моей практики, которые мне особенно запомнился. Прекрасная семья – мама, папа и четырехлетний Паша с заиканием. Мы занималась только онлайн. Я тщательно подобрала материалы для дистанционного формата: адаптировала пособия, презентации, приобрела профессиональный микрофон. Уже через несколько занятий мы вышли на плавную речь!

Когда появилась возможность встретиться очно, родители попросили о личном визите. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что маленький Паша совершенно не понимает как со мной общаться, как сесть – рядом или напротив, чувствовал себя скованно и неуютно. Казалось, нам проще вместе расположиться у компьютера. Даже родители терялись – стоит ли им быть рядом и что делать.

Мне пришлось фантазировать, плюс, конечно, помог мой многолетний опыт. Больше получаса ушло на привыкание друг к другу, хотя в онлайне за это время мы бы уже сделали парочку упражнений.

Занятие в итоге прошло хорошо, но начальное напряжение оказалось сильнее, чем мы ожидали. Впоследствии мы вернулись к онлайн занятиям, которые шли легко и продуктивно, ведь все уже привыкли к этому формату. И было видно, насколько и Паше, и родителям проще и комфортнее.
Второе наблюдение
Важно суметь адаптировать под онлайн-формат задания и упражнения, которые нужны для продуктивной работы. Мне это удалось не только сделать, но и много раз опробовать на практике. Сейчас я вижу, что результат совершенно не зависит от того, был ли это онлайн или оффлайн.

Более того, когда я стала глубже изучать вопрос и готовить занятия, неожиданно обнаружила: в онлайн-формате возможностей даже больше. Электронные буквари, десятки непохожих заданий, особенно в видеоформате или их сочетаниях: текст, картинки, звук. И все это я собираю как настоящее увлекательное кино: плавные переходы, продуманный ритм и внимание к деталям.

Причем, кино это интерактивное. Я создаю виртуальный кабинет, где идут занятия. Делаю так, чтобы ребенок не чувствовал себя оторванным от живого процесса, а напротив становился полноправным его участником.

Оказалось, что такой подход, нравится не только детям, но и взрослым. Ведь человеку любого возраста удобно заниматься, когда кто-то уже продумал, как сделать так, чтобы было не только полезно, но и интересно.
Фрагмент занятия с Верой, 5 лет (видео)
Над чем тут работали, что делали: артикуляционная гимнастика, развитие воздушной струи, закрепление произношения звука Р, развитие связной речи + комплексное развитие внимания и мышления
Третье наблюдение
Продолжим творческие метафоры. Логопедические занятия — как театр, где есть главный герой — это ребенок. Но есть и другие участники — это родители, от которых во многом зависит то, что получится в итоге (во всех смыслах). При этом они не просто зрители, а главные сорежиссеры.

Онлайн-формат хорош тем, что экран не прячет, а выводит родителя на «сцену». Дома можно отвлечься на свои дела, но когда процесс идет дистанционно, родители гораздо активнее включаются. И очень скоро они уже уверенно участвуют в занятиях и знают как закреплять успехи дома. А самые увлеченные даже придумывают свои игровые вариации на основе предложенного мною материала.

Роль логопеда по-прежнему остается ключевой. Я ставлю технику — объясняю, как правильно держать язык и губы, чтобы звук получился чистым, исправляю ошибки, подбираю пособия и направляю процесс через экран. При этом получаю в союзники подготовленных родителей.
В итоге
Выходит, что главное преимущество очных занятий — всего лишь в психологической привычке. Но, если процесс грамотно выстроен, дистанционный формат не уступает очному, а во многом превосходит его. Схожие результаты, но с неожиданными бонусами: разнообразием, гибкостью, комфортом и вовлеченностью всех участников.

И самое важное — исчезает ненужное напряжение. Взрослый — в своей среде, в комфортной ему обстановке. Ребенок занимается без стресса, родители осваивают методику быстрее. А логопед может уделить внимание самым важным моментам. Без суеты, без долгих дорог — только суть работы. И все свое внимание — на человеке, которому помогает.
© Екатерина Шестакова. 2025
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается любое использование текстов и изображений без письменного согласия правообладателя. Нарушение авторских прав может повлечь гражданско-правовую, административную и/ или иную ответственность.